пятница, 11 октября 2013 г.

9 класс. Материалы для зачёта по литературе 18 века.

      Если вы вдруг, ребята, по какой-либо причине отсутствовали на уроках литературы (а зачёт всё равно сдавать придётся), то этот материал для вас.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Периоды

Характеристика периода
Имена
Литература петровского времени
Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы
Феофан Прокопович
Становление новой литературы
1730—1750 гг.
Формирование классицизма. Расцвет жанра оды
А. Д. Кантемир,
В. К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов,
А. П. Сумароков
1760-е — первая половина 1770-х гг.
Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма
Я. Б. Княжнин,
Н. И. Новиков,
М. М. Херасков
Последняя четверть XVIII века
Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций
Д. И. Фонвизин,
Г. Р. Державин,
А. Н. Радищев,
И. А. Крылов,
Н. М. Карамзин,
И. И. Дмитриев

Вывод. Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.




Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – начала XIX веков, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как универсальному эталону.
Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии.
Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства – долгу.
Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны делится на «высокие» и «низкие».
 «Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей – королей, полководцев, вельмож.  «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода.
 «Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои – буржуа, торговцы, ремесленники.  «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман.
Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключённым в гранитные берега.
В драматургии господствовало правило (требование) трёх единств:
-                     места (должно было быть одно место действия);
-                     времени (действие разворачивается в течение 24 часов);
-                     действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).
Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путём изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов.
Задача комедии («низкого» жанра) – исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращённость – в «Дон-Жуане». Соответственно  и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты.
Для классицистических пьес характерна «система амплуа».
Амплуа — стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии — это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего), субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: герой-любовник — героиня - второй любовник.
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Русский классицизм пережил три периода.
1.   30 – 50-е годы XVIII века.
Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А.С.Пушкина.
2.   60-е годы – конец XVIII века.
На первый план выдвигаются задачи воспитания человека-гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.
3.   Конец XVIII – начало XIX века.
Наблюдается спад классицизма. Усиливаются  национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.
Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли – Кусково, Останкино, Архангельское,  в Петербурге – дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Левицкого, Рокотова.





Название «сентиментализм» (от англ. «sentimental» – чувствительный, франц. «sen­timent» – чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетиче­ской категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment) сенти­менталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio) классицистов.
Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чис­тоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои – «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лу­жок – созвучен личному переживанию.
Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать состра­дание, слёзы умиления у читателя.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА.
Англия: Лоренс Стерн – автор «Сентиментального путешествия» и романа «Три­страм Шенди»,  Ричардсон – автор «Клариссы Гарлоу», одного из любимых Татья­ной Лариной романа.
Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо – автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

В России сентиментализм появился в 60-70гг. 18 века (М.Н.Муравьёв, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуковский).
Основная тематика – любовная.
Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике – идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (т.е. жанр письма).
Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества.
Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движе­ниях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.
Черты:
  - уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;
 - подчеркнутая субъективность подхода к миру;
  - культ чувства;
  -  культ природы;
  -  культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности;
 - утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма:
  •        сильная дидактическая (воспитательная) установка;
  •     выраженный просветительский характер;
  •         активное совершенствование литературного языка посредством введенияв негоразговорных форм.

Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"



ОБРАЗ ЛИЗЫ.


Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего».

Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза»,  «нежная Лиза»

Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

«Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком,  теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты

А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

Что можете сказать о матери Лизы? Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток.  Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.

ОБРАЗ ЭРАСТА.


Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?
Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.

Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством





ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГЕРОЕВ.


Почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких  встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

О чем предупреждает автор Эраста?

«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

Каково отношение автора к Лизе?

«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу».

Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Поделиться