Если вы вдруг, ребята, по какой-либо причине отсутствовали на уроках литературы (а зачёт всё равно сдавать придётся), то этот материал для вас.
Периоды
|
Характеристика периода
|
Имена
|
Литература петровского времени
|
Переходный характер, интенсивный
процесс «обмирщения», формирование светской литературы
|
Феофан Прокопович
|
Становление
новой литературы
|
||
1730—1750 гг.
|
Формирование классицизма.
Расцвет жанра оды
|
А. Д. Кантемир,
В. К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов,
А. П. Сумароков
|
1760-е — первая половина
1770-х гг.
|
Дальнейшая эволюция классицизма.
Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма
|
Я. Б. Княжнин,
Н. И. Новиков,
М. М. Херасков
|
Последняя четверть XVIII века
|
Начало кризиса классицизма,
оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций
|
Д. И. Фонвизин,
Г. Р. Державин,
А. Н. Радищев,
И. А. Крылов,
Н. М. Карамзин,
И. И. Дмитриев
|
Вывод.
Русская литература XVIII в.
восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции древней
Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности,
сатирическую направленность.
Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в
европейской культуре XVII – начала XIX веков, одной из важнейших черт которого
являлось обращение к образцам и формам античности как универсальному эталону.
Классицизм связан со временем
утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии.
Главная задача классицизма – создание
значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации,
объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинен в классицизме
государственному, чувства – долгу.
Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры
произведений литературы, по представлениям классиков, должны делится на
«высокие» и «низкие».
«Высокие» изображают великие исторические
события и великих деятелей – королей, полководцев, вельмож. «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма,
ода.
«Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои
– буржуа, торговцы, ремесленники.
«Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман.
Понятие прекрасного в искусстве классицизма
связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей
светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии
неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного
воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно
глубоким водам, заключённым в гранитные берега.
В драматургии господствовало правило (требование)
трёх единств:
-
места (должно было быть одно место действия);
-
времени (действие разворачивается в течение 24
часов);
-
действия (выделялся один основной сюжет, не было
побочных коллизий и персонажей).
Трагедия («высокий» жанр) была
призвана вызвать ужас и сострадание путём изображения борьбы между долгом и
страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей,
государственных переворотов.
Задача комедии («низкого» жанра)
– исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и
посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в
комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращённость – в «Дон-Жуане».
Соответственно и внутри комедии каждый
персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты.
Для классицистических пьес
характерна «система амплуа».
Амплуа —
стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа
классицистической комедии — это идеальная героиня, герой-любовник, второй
любовник (неудачник), резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге,
но высказывающий авторскую оценку происходящего), субретка — веселая горничная,
которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на
«любовном треугольнике»: герой-любовник — героиня - второй любовник.
В конце классицистической
комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Русский классицизм пережил три периода.
1.
30 – 50-е годы XVIII века.
Усилия
писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание
литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в
творчестве А.С.Пушкина.
2.
60-е годы – конец XVIII века.
На первый план
выдвигаются задачи воспитания человека-гражданина. Произведения гневно обличают
личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.
3.
Конец XVIII – начало XIX века.
Наблюдается спад классицизма.
Усиливаются национальные мотивы.
Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского
идеального дворянина.
Таким образом, русский классицизм
на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Классицизм оставил заметный след
в культуре наших дней как в области литературы (творения Корнеля, Мольера,
Фонвизина, Крылова, Ломоносова), так и в других сферах искусства. В Москве в
классическом стиле построены целые усадебные ансамбли – Кусково, Останкино,
Архангельское, в Петербурге – дворцы и
парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит
живопись Левицкого, Рокотова.
Название «сентиментализм» (от англ. «sentimental» – чувствительный, франц. «sentiment» – чувство) указывает на то, что чувство становится
центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении
чувство (sentiment)
сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio) классицистов.
Основная идея – мирная,
идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня
(средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла,
неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои – «поселяне» и «поселянки»
(пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический,
сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному
переживанию.
Автор сочувствует героям, его
задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления у
читателя.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМА.
Англия: Лоренс Стерн – автор «Сентиментального путешествия» и
романа «Тристрам Шенди», Ричардсон –
автор «Клариссы Гарлоу», одного из любимых Татьяной Лариной романа.
Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо – автор
романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».
В России сентиментализм появился в 60-70гг. 18 века (М.Н.Муравьёв,
Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуковский).
Основная тематика – любовная.
Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике –
идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (т.е.
жанр письма).
Идейная основа – протест против испорченности аристократического
общества.
Основное свойство – стремление представить человеческую личность в
движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме);
элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.
Черты:
- уход от прямолинейности классицизма в обрисовке
характеров и их оценке;
- подчеркнутая субъективность подхода к миру;
- культ чувства;
- культ природы;
- культ врождённой нравственной чистоты,
неиспорченности;
- утверждается богатый духовный мир представителей
низших сословий.
Особенности
русского сентиментализма:
- сильная дидактическая (воспитательная) установка;
- выраженный просветительский характер;
- активное совершенствование литературного языка посредством введенияв негоразговорных форм.
Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"
ОБРАЗ ЛИЗЫ.
Расскажите о Лизе. Какой мы
видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?
|
Лиза была послушной дочерью,
во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам
: «Мне не надобно лишнего».
|
Какими эпитетами наделяет
автор свою героиню?
|
«Плачевная судьба бедной
Лизы», «прекрасная, любезная Лиза»,
«нежная Лиза»
|
Каковы взаимоотношения между
матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?
|
«Ты кормила меня своей грудью
и ходила за мною, когда я была ребенком,
теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы
работать».
|
Чем занималась Лиза целыми
днями?
|
Работала: продавала ландыши и
ягоды; вязала чулки; ткала холсты
|
А почему Лизе пришлось
работать?
|
Потому что отец (Иван) умер.
До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел
трезвый образ жизни.
|
Что можете сказать о матери
Лизы? Как, по-вашему, она воспитывала дочь?
С какой целью образ матери
Лизы введён в повесть?
|
Добрая старушка,
чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла
брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться
трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе
(порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить,
глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли
наставницы, ангела – хранителя своей дочери.
|
ОБРАЗ ЭРАСТА.
Расскажите об Эрасте. Каким предстал
он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный
или отрицательный герой?
|
Молодой человек, довольно
богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным.
Матери казался хорошим добрым барином. Эраст – новый герой для русской
литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию
человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера
(«изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и
ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста
скучающим и пресыщенным человеком.
|
Что мы узнаем об Эрасте до
встречи с Лизой?
|
Вел рассеянный образ жизни.
Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил;
скучал и жаловался на судьбу.
|
При каких обстоятельствах
произошла встреча Эраста и Лизы?
|
Лиза продавала в городе
ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.
|
Как понимать слова героя: «
Натура призывает меня в свои объятия»?
|
Эраст на время хочет оставить
свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало.
... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».
|
Как Карамзин показывает
развитие чувства между молодыми людьми?
|
Лиза – с потупленным взором, с
огненными щеками, с трепещущим сердцем.
Он – с розовыми губами.
|
Чем было вспыхнувшее чувство
для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
|
Он узнал, что любим страстно
новым, чистым, открытым чувством
|
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГЕРОЕВ.
Почему Эраст
не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
|
«Ей не надобно ничего
сказывать. Старые люди бывают подозрительны».
|
Вы тоже считаете, что родители
не должны знать о таких встречах?
|
Обязательно должны знать, с
кем встречается их дочь.
|
Какие помыслы были у Эраста?
Хотел ли он ей навредить?
|
Самые добрые: «Я буду жить с
Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда
счастлив».
|
О чем предупреждает автор
Эраста?
|
«Безрассудный молодой человек!
Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда
ли рассудок есть царь чувств твоих?»
|
Когда и почему отношение
Эраста к Лизе резко переменилось?
|
«Сейчас надлежало погибнуть
непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»
|
Каково отношение автора к
Лизе?
|
«Исполнение всех желаний есть
самое опасное искушение любви…»
|
В каких словах автора звучит
оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
|
Автор: «Сердце мое обливается
кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но
язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу».
|
Чем закончились отношения
героев?
|
Эраст сообщает, что женится на
другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.
|
Какова судьба героев? Был ли
счастлив Эраст?
|
Лиза бросается в пруд, так как
Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст,
обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так
как женился без любви.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий