Ребята, дорогие
мои девятиклассники, ниже вы найдёте вопросы для зачёта по
древнерусской литературе и литературе 18 века. Я не буду здесь писать, что вы
должны хорошо знать тот материал, который изучался на уроках литературы и
обсуждался в классе, задавался в виде домашних заданий. Напишу другое.
Сейчас вновь собираются возродить в выпускном классе обязательный письменный экзамен по литературе в формате сочинения.
И если это произойдёт, то вам придётся в конце 11 класса и ЕГЭ по русскому сдавать,
и сочинение по литературе писать.
Зачёты по литературе дают вам возможность
привести в порядок знания о художественных текстах, писателях, направлениях и
т.д. Изучив небольшой блок произведений, вы как будто подводите итог своим знаниям,
показываете, насколько глубоко и серьёзно вы поняли тему. Всё это, безусловно,
будет работать на вашу успешную и качественную сдачу экзамена по литературе в
виде сочинения в 11 классе.
При подготовке к зачёту вы
можете использовать учебник по литературе для 9 класса, лекции (в ваших
тетрадях; и тут всё зависит оттого, насколько вы внимательны на уроках:
слушаете меня, любимого учителя, отвечаете на вопросы по прочитанному тексту, выполняете
письменные задания, а не сидите равнодушным статистом, уткнувшись в мобильник и
обмениваясь эсемесками) и, конечно, тексты самих произведений.
Если вы
расскажите теорию, но не будете знать текст, то на высокую оценку даже и не
рассчитывайте.
Обратите внимание, что к каждому
вопросу прилагаются термины, которые вы должны знать. Это означает, что вы не
просто передаёте смысл того или иного термина, а даёте его чёткое определение.
Всё это, безусловно, влияет на конечную оценку.
Зачёт проводится только в устной
форме, помимо всего, оценивается и ваше умение внятно излагать свои мысли)))
Сдавать начинаем в пятницу, 18
октября.
Выражение лица может быть разное,
но готовиться придётся)))))
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1.
Соответствие ответа формулировке темы.
2.
Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого
материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3.
Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4.
Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5.
Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова.
Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы,
умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6.
Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
"5": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное
знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для
аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой
терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и
содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми
обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения,
говорить правильным литературным языком.
"4": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание
литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя
необходимые примеры, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В
ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны
отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может
быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и
отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний
"3": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но
схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал.
Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном
объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть
затруднения в чтении наизусть.
"2": ставится, если показано незнание текста или неумение
его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют
необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет
необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно
сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной
нормы.
Успехов!
ЗАЧЁТНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ 18 ВЕКА.
1. Особенности
древнерусской литературы.
а) хронологические границы ДРЛ; истоки возникновения ДРЛ
б) исторический характер ДРЛ; жанры ДРЛ.
Термины: православие, летопись, духовность, нравственность.
2. Периодизация
древнерусской литературы: период, главная идея данного периода,
произведения.
Термины: эстетика, этика, миропорядок.
3. Историческая основа
«Слова о полку Игореве». История открытия рукописи.
Термины: летопись, слово как жанр, композиция.
4. Новаторство «Слова
о полку Игореве». «Золотое слово» Святослава:
а) почему оно так называется,
б) как в «золотом слове» воплощается идея автора «Слова…»?
Термины: жанр, идея, сюжет.
5. Плач Ярославны:
а) фольклорная основа плача Ярославны,
б) поэтика плача.
Термины: фольклор, плач, пейзаж.
6. Образ автора «Слова
о полку Игореве»:
а) автор – патриот,
б) автор – энциклопедист,
в) автор- поэт.
Термины: герой, идея, эпизод.
7. Образ русской земли в «Слове о полку
Игореве»:
а) призыв к единению русских князей,
б) широкий охват географических пространств;
в) психологизм изображения русской природы.
Термины: психологизм, патриотизм, слово как жанр.
8. Характеристика русской
литературы XVIII века:
а) причины бурного развития литературы в Петровскую эпоху,
б) появление новых жанров,
в) распространение сатиры.
Термины: сатира, патриархальный, трагедия.
9. Классицизм как
литературное направление:
а) основные принципы поэтики классицизма, задачи,
б) деление на жанры,
в) система амплуа.
Термины: амплуа, жанр, комедия.
10. Уникальность
личности М.В.Ломоносова:
а) диапазон талантов М.В.Ломоносова,
б) энциклопедический размах М.В.Ломоносова,
в) реформы Ломоносова в сфере литературного языка; три «штиля».
Термины: энциклопедичность, ода, классицизм.
11. Своеобразие
философской оды М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при
случае великого северного сияния».
а) тема духовно-философской оды,
б) образы человека и Вселенной в оде,
Термины: ода, идея, поэзия.
12. Ода М. В.
Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества
государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»:
а) жанровые и стилевые черты, основной тон оды,
б) новаторские черты оды.
Термины: ода, духовность, строфа.
13. Г.Р.Державин: поэт и гражданин.
а) биография Г.Р.Державина, мировоззрение,
б) поэтизация образа Екатерины II в оде «Фелица».
Термины: ода, классицизм, патриотизм.
14. Проявление
личности Г.Р.Державина в стихотворении «Властителям и судиям».
а) тема и пафос стихотворения,
б) какие пороки «земных богов» осуждаются в стихотворении?
Термины: пафос, строфа, идея.
15. Тема поэта и
поэзии в стихотворении Г.Р.Державина «Памятник»
а) назначение литературы, по мнению Державина, почему
творчество уподобляет памятнику?
б) что ставит себе в заслугу? Дайте развёрнутый комментарий.
Термин: тема, классицизм, новаторство.
16. Как в
«Путешествии из Петербурга в Москву» проявляется личность А.Н.Радищева,
писателя и гражданина?
а) тематика «Путешествия…»,
б) критика екатерининского правления в главе «Любани».
Термин: путешествие как жанр, самодержавие, духовность.
17. Сентиментализм как
литературное направление:
а) основные принципы поэтики сентиментализма,
б) особенности русского сентиментализма.
Термины: идея, культ, Просвещение.
18. Основные периоды
жизни и творчества Н.М.Карамзина:
а) родоначальник русского сентиментализма,
б) обновление литературного языка.
Термины: повесть, сентиментализм, пейзаж.
19. Черты
сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
а) особенности сюжета, образ автора,
б) роль пейзажа в повести.
Термины: сентиментализм, идиллия, пастораль.
20. Образы главных
героев повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» сквозь призму сентиментализма:
а) характер Лизы, значение эпитета «бедная»,
б) характер Эраста, жизненные идеалы героя.
Термины: сентиментализм, жанр, эстетика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий