Дорогие девятиклассники, выкладываю обещанный материал ( в двух отдельных сообщениях).
Напоминаю, что вы должны его внимательно прочитать и использовать для создания презентации. Лучшие презентации будут опубликованы в блоге.
Напоминаю, что вы должны его внимательно прочитать и использовать для создания презентации. Лучшие презентации будут опубликованы в блоге.
Автор «Слова о полку Игореве» – одна из главных загадок
произведения. О нём идут споры и по сей день. Кто он? Историк? Географ? Монах?
Воин? Князь?
Нам
неизвестно имя автора. Анонимность вообще входила в этикет средневекового
искусства. Мы можем лишь предположить, что он был участником описанных событий.
Глубокое знание русской истории, а также любимой забавы князей – соколиной
охоты – говорит в пользу того, что автор был не простым воином, а приближенным
к князю знатным человеком. Он постоянно вмешивается в повествование, сравнивая
прошлое и настоящее, рисуя образы князей. Зачем он это делает? Попробуем
разобраться и нарисовать портрет неизвестного нам автора эпохи русского
средневековья.
Прежде всего автор – историк,
современник описываемых событий. События Игорева похода даны в исторической
ретроспективе, а само «Слово…» стало непосредственным откликом на этот поход.
Автор стремится не просто последовательно изложить события похода, но прежде
всего осмыслить их, понять, почему в двухвековой борьбе с «погаными» раньше всегда
побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он показывает, что причина
поражения кроется в феодальной раздробленности Руси, и убеждает в необходимости
единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия», как было во времена «старого
Владимира». Автор стремится передать свою тревогу за судьбу родной земли всем
русским князьям: «Борьба князей с
неверными прервалась, потому что сказал брат брату: «Это моё, а то тоже моё»… И
застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по
Русской земле, печаль обильная течёт среди земли Русской». Автор напоминает о долге князей перед Родиной
и призывает к защите Отечества, обращаясь к самим князьям: к могучему князю
Всеволоду, храброму Рюрику, к мудрому Ярославу и т.д. Читая строки, полные боли
за Русскую землю, мы понимаем, что автор – патриот. Для него судьба Отчизны –
на первом месте.
Автор «Слова…», без сомнения, образованный человек,
прекрасно знающий историю, географию, природу и т.д. Об этом мы можем судить по
описанию событий русской жизни за предшествующие полтора столетия. Не давая
категорических оценок историческим лицам, автор пытается осмыслить действия
князей с позиций правды жизни – живой и непрерывной, охватывающей прошлое,
настоящее и будущее.
К тому же автору «Слова…» свойственно, как пишет
Д.С.Лихачёв, «ландшафтное зрение». Помимо того что повествование непрерывно
переходит в «Слове…» из одного географического пункта в другой, автор всё время
охватывает своими призывами и обращениями многие города и поселения. «Золотое
слово» Святослава Киевского обходит всю Русскую землю по окружности – её самые
крайние точки. На страницах «Слова…» перекличку ведут даже мифические существа.
Например, Див кличет на вершине дерева, велит послушать земли неведомые. На высокой
точке Путивля – на крепостной стене – плачет Ярославна, обращаясь к солнцу,
ветру, Днепру. В концовке «Слова…» девицы поют на Дунае, а их голоса вьются
через море до Киева.
Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты. Благодаря
этому и битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры: чёрные тучи
(символ врагов Руси) идут от самого моря; дождь идёт стрелами с Дона великого;
ветры веют стрелами с моря. Битва как бы наполняет собою всю степь до самого
моря, до самой далёкой Тмуторокани. Такой пространственный взгляд на события
мог быть только у человека просвещённого.
Безусловно и то, что автор обладает поэтическим даром.
Конечно, «Слово…» не является произведением устной народной поэзии, но оно
очень близко к ней по своей идейной сущности и стилистическому строю. «Слово»
насыщено образами народной поэзии: тут и деревья, приклоняющиеся до земли от
горя, и никнущая от жалости трава, и сравнения битвы с пиром, с жатвой. Мы
понимаем, что автор отлично знает фольклорные традиции, когда встречаем на
страницах его произведения постоянные эпитеты (чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море, калёные стрелы). Часто
использует автор отрицательные сравнения и метафоры, широко распространённые в
устном народном творчестве: Боян «не
десять соколов на стадо лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны
возлагал»; у реки «Немиги кровавы берега не добром были посеяны, - посеяны
костьми русских сынов». Есть в
«Слове…» и тавтологические обороты, обычные в фольклоре: «трубы трубят», «свет светлый».
Склонен автор и к гиперболам. «Покрывалами, и плащами, и одеждами, и всякими нарядами половецкими»,
отнятыми у бегущего врага, воины Игоря стали мосты мостить по болотам. Как
былинный богатырь сражается с половцами Буй-Тур Всеволод: куда бы он ни
направился, «своим золотым шлемом
посвечивая, там лежат поганые головы половецкие».
Этой тесной связью с устным народным творчеством «Слово о
полку Игореве» отличается от летописных рассказов о походе Игоря. Поражение
русского войска и последовавшие за ним несчастья летописец объясняет Божьим
наказанием. Автор «Слова…» не прибегает к религиозным нравоучениям. Призыв к
единению Русской земли он воплощает в гиперболизированных образах отважных,
сильных и могущественных князей, от которых Родина ждёт защиты. То есть, можно
утверждать, что автор – художник, писатель, поэт, а его труд – художественное
произведение, созданное по законам литературы.
Подведём итог: каким предстаёт автор на
страницах своего произведения?
Автор – патриот своей
Родины, глубоко переживающий её несчастья, как свои личные, и призывающий
русских князей к единению перед лицом общей беды.
Автор – человек образованный, обладающий энциклопедическими
знаниями истории, географии, мифологии и дающий широкую панораму Русской земли,
многочисленных княжеств.
Автор – поэт, умело сочетающий народные и книжные образы;
человек, создавший оригинальное произведение, в котором повествование о
событиях постоянно прерывается лирическими отступлениями, выражающими авторские
мысли и чувства. Это раздумья автора над судьбами Русской земли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий