пятница, 20 сентября 2013 г.

Задание для 9-х классов. Образ автора «Слова…»

               Дорогие девятиклассники, выкладываю обещанный материал ( в двух отдельных сообщениях).
            Напоминаю, что вы должны его внимательно прочитать и использовать для создания презентации.
Лучшие презентации будут опубликованы в блоге.


Автор «Слова о полку Игореве» – одна из главных загадок произведения. О нём идут споры и по сей день. Кто он? Историк? Географ? Монах? Воин? Князь? 

Нам неизвестно имя автора. Анонимность вообще входила в этикет средневекового искусства. Мы можем лишь предположить, что он был участником описанных событий. Глубокое знание русской истории, а также любимой забавы князей – соколиной охоты – говорит в пользу того, что автор был не простым воином, а приближенным к князю знатным человеком. Он постоянно вмешивается в повествование, сравнивая прошлое и настоящее, рисуя образы князей. Зачем он это делает? Попробуем разобраться и нарисовать портрет неизвестного нам автора эпохи русского средневековья.
Прежде всего автор – историк, современник описываемых событий. События Игорева похода даны в исторической ретроспективе, а само «Слово…» стало непосредственным откликом на этот поход. Автор стремится не просто последовательно изложить события похода, но прежде всего осмыслить их, понять, почему в двухвековой борьбе с «погаными» раньше всегда побеждала Русская земля, а теперь – половцы. Он показывает, что причина поражения кроется в феодальной раздробленности Руси, и убеждает в необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия», как было во времена «старого Владимира». Автор стремится передать свою тревогу за судьбу родной земли всем русским князьям: «Борьба князей с неверными прервалась, потому что сказал брат брату: «Это моё, а то тоже моё»… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная течёт среди земли Русской».  Автор напоминает о долге князей перед Родиной и призывает к защите Отечества, обращаясь к самим князьям: к могучему князю Всеволоду, храброму Рюрику, к мудрому Ярославу и т.д. Читая строки, полные боли за Русскую землю, мы понимаем, что автор – патриот. Для него судьба Отчизны – на первом месте.
Автор «Слова…», без сомнения, образованный человек, прекрасно знающий историю, географию, природу и т.д. Об этом мы можем судить по описанию событий русской жизни за предшествующие полтора столетия. Не давая категорических оценок историческим лицам, автор пытается осмыслить действия князей с позиций правды жизни – живой и непрерывной, охватывающей прошлое, настоящее и будущее.
К тому же автору «Слова…» свойственно, как пишет Д.С.Лихачёв, «ландшафтное зрение». Помимо того что повествование непрерывно переходит в «Слове…» из одного географического пункта в другой, автор всё время охватывает своими призывами и обращениями многие города и поселения. «Золотое слово» Святослава Киевского обходит всю Русскую землю по окружности – её самые крайние точки. На страницах «Слова…» перекличку ведут даже мифические существа. Например, Див кличет на вершине дерева, велит послушать земли неведомые. На высокой точке Путивля – на крепостной стене – плачет Ярославна, обращаясь к солнцу, ветру, Днепру. В концовке «Слова…» девицы поют на Дунае, а их голоса вьются через море до Киева.
Каждое действие воспринимается как бы с огромной высоты. Благодаря этому и битва Игоря с половцами приобретает всесветные размеры: чёрные тучи (символ врагов Руси) идут от самого моря; дождь идёт стрелами с Дона великого; ветры веют стрелами с моря. Битва как бы наполняет собою всю степь до самого моря, до самой далёкой Тмуторокани. Такой пространственный взгляд на события мог быть только у человека просвещённого.
Безусловно и то, что автор обладает поэтическим даром. Конечно, «Слово…» не является произведением устной народной поэзии, но оно очень близко к ней по своей идейной сущности и стилистическому строю. «Слово» насыщено образами народной поэзии: тут и деревья, приклоняющиеся до земли от горя, и никнущая от жалости трава, и сравнения битвы с пиром, с жатвой. Мы понимаем, что автор отлично знает фольклорные традиции, когда встречаем на страницах его произведения постоянные эпитеты (чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море, калёные стрелы). Часто использует автор отрицательные сравнения и метафоры, широко распространённые в устном народном творчестве: Боян «не десять соколов на стадо лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал»; у реки «Немиги кровавы берега не добром были посеяны, - посеяны костьми русских сынов».  Есть в «Слове…» и тавтологические обороты, обычные в фольклоре: «трубы трубят», «свет светлый».
Склонен автор и к гиперболам. «Покрывалами, и плащами, и одеждами, и всякими нарядами половецкими», отнятыми у бегущего врага, воины Игоря стали мосты мостить по болотам. Как былинный богатырь сражается с половцами Буй-Тур Всеволод: куда бы он ни направился, «своим золотым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие».   
Этой тесной связью с устным народным творчеством «Слово о полку Игореве» отличается от летописных рассказов о походе Игоря. Поражение русского войска и последовавшие за ним несчастья летописец объясняет Божьим наказанием. Автор «Слова…» не прибегает к религиозным нравоучениям. Призыв к единению Русской земли он воплощает в гиперболизированных образах отважных, сильных и могущественных князей, от которых Родина ждёт защиты. То есть, можно утверждать, что автор – художник, писатель, поэт, а его труд – художественное произведение, созданное по законам литературы.
Подведём итог: каким предстаёт автор на страницах своего произведения?
Автор – патриот  своей Родины, глубоко переживающий её несчастья, как свои личные, и призывающий русских князей к единению перед лицом общей беды.
Автор – человек образованный, обладающий энциклопедическими знаниями истории, географии, мифологии и дающий широкую панораму Русской земли, многочисленных княжеств.
Автор – поэт, умело сочетающий народные и книжные образы; человек, создавший оригинальное произведение, в котором повествование о событиях постоянно прерывается лирическими отступлениями, выражающими авторские мысли и чувства. Это раздумья автора над судьбами Русской земли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Поделиться