Гоголь назвал свое прозаическое произведение "Мёртвые души" поэмой, хотя традиционно это слово применяют по отношению к поэтическим творениям. Литературоведы связывают столь нетипичное определение автором жанра своего произведения с широтой сюжетного размаха «Мертвых душ» и довольно большим количеством лирических отступлений, в которых Гоголь высказал свое мнение по ряду глубоко волновавших его вопросов.
Для чего же понадобились Гоголю эти отступления от сюжетной линии? Авторская позиция и так достаточно ясна — она логически вытекает из особенностей описания, из того, как показывает писатель своих героев. Лирические отступления усиливают ее звучание, а нередко и раскрывают взгляды автора, которые не могли быть изложены в ходе повествования о похождениях Чичикова.
Внутренний
мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В каждой главе
есть свои лирические отступления:
– в первой главе –
рассуждение о толстых и тонких;
– во второй –
рассуждение о двух типах характеров;
– в третьей главе
– рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения»;
– в четвёртой
главе – мысль о живучести Ноздревых;
– в пятой главе –
размышления Чичикова «о славной бабешке»; думы автора о метком русском слове и
«бойком русском уме»;
– в шестой главе –
воспоминания автора о юности; размышление о человеке.
– в седьмой главе
– о двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым;
– в восьмой главе
– о силе власти исправника;
– в девятой главе
– о бунте крестьян селения Вшивая-Спесь;
– в десятой главе
– «Повесть о капитане Копейкине»;
– в одиннадцатой
главе – отступления о Руси, о дороге, рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне; рассуждение
о добродетельном герое и герое – подлеце; размышление о птице – тройке.
спасиб помогло
ОтветитьУдалить