понедельник, 10 февраля 2014 г.

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души".

    Гоголь назвал свое прозаическое произведение "Мёртвые души" поэмой, хотя традиционно это слово применяют по отношению к поэтическим творениям. Литературоведы связывают столь нетипичное определение автором жанра своего произведения с широтой сюжетного размаха «Мертвых душ» и довольно большим количеством лирических отступлений, в которых Гоголь высказал свое мнение по ряду глубоко волновавших его вопросов. 
  Для чего же понадобились Гоголю эти отступления от сюжетной линии? Авторская позиция и так достаточно ясна — она логически вытекает из особенностей описания, из того, как показывает писатель своих героев. Лирические отступления усиливают ее звучание, а нередко и раскрывают взгляды автора, которые не могли быть изложены в ходе повествования о похождениях Чичикова.

     
       Внутренний мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В каждой главе есть свои лирические отступления:

в первой главе – рассуждение о толстых и тонких;
во второй – рассуждение о двух типах характеров;
в третьей главе – рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения»;
в четвёртой главе – мысль о живучести Ноздревых;
в пятой главе – размышления Чичикова «о славной бабешке»; думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме»;
в шестой главе – воспоминания автора о юности; размышление о человеке.
в седьмой главе – о двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым;
в восьмой главе – о силе власти исправника;
в девятой главе – о бунте крестьян селения Вшивая-Спесь;
в десятой главе – «Повесть о капитане Копейкине»;
в одиннадцатой главе – отступления о Руси, о дороге, рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне; рассуждение о добродетельном герое и герое – подлеце; размышление о птице – тройке.


1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Поделиться