ПРИЁМЫ
САТИРИЧЕСКОЙ МАНЕРЫ ГОГОЛЯ.
1.
Внешне
возвышенная, торжественная речь в повествовании о низменных явлениях и
характерах, несоответствие высокой авторской оценки действительным качествам
персонажей (ирония).
2.
Комические
положения и сцены.
3.
Приёмы
гиперболы.
4.
Комические
детали.
5.
Оценочные
выразительно-изобразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).
6.
Меткие,
острые слова народно-разговорного языка; фразеология персонажей.
Комичность ситуаций основана на жизненной
достоверности.
Портреты помещиков, чиновников сопровождаются
авторскими ироническими замечаниями.
Речь персонажей откровенно комически выражает их
характер.
В.Г.Белинский: герои Гоголя «не его выдумка,
они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И
потому всякое лицо говорит и действует у него в среде своего быта, своего
характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится».
Смешно, когда Манилов отзывается о чиновниках города
как о прекраснейших и достойнейших людях, а Собакевич называет этих же людей
мошенниками и христопродавцами. Смешно, когда Чичиков, стараясь попасть в тон
Собакевичу, изворачивается, желая угодить помещику, но это ему так и не
удаётся. Смешно, когда в качестве ума и начитанности полицмейстера Чичиков
неожиданно говорит: «Мы у него проиграли в вист вместе с прокурором и
председателем палаты до самых поздних петухов. Очень, очень достойный человек!»
Всё это вместе – очень органично именно для характера Чичикова.
Именно в сатире гипербола получила наибольшее
распространение. Гоголь широко использует этот приём, чтобы отвратительные
черты «хозяев жизни» предстали более чётко и выпукло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий