пятница, 8 ноября 2013 г.

9 класс, подготовка к сочинению (анализ эпизода комедии "Горе от ума")


КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
Анализ эпизода – разновидность сочинения в жанре литературно-критической статьи.
Эпизодосновной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными ил причинно-временными связями).


Любое сочинение-анализ эпизода может строиться по следующему общему плану.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
ПЛАН.
I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).
II. Основные герои.
1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?
2. Какие средства  использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?
3. Способы создания образа.
4. Художественные особенности языка, их значение.
III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?
Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА».

ПРОСТОЙ ПЛАН.
ЦИТАТНЫЙ ПЛАН.
I. Почему Чацкий – нежеланный гость в доме Фамусова?
II. Вечер в доме Фамусова.
1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.
2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).
3. Дерзкий смех Чацкого.
4. Слух о сумасшествии.
5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.
6. Одиночество Чацкого.

III. Поединок благородства и низости.

I. Почему Чацкий – нежеланный гость в доме Фамусова?
II. «Мильон терзаний…»
1. «С такими чувствами, с такой душой – любим!»
2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»
3. «Завистлив, горд и зол!»
4. «С ума сошёл!»
5. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина…»

6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата…»
III. Поединок благородства и низости.


Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приёмах раскрытия характера в драматическом произведении:
— поступки;
— взаимные характеристики героев;
самохарактеристика;
— взаимоотношения с другими персонажами;
— речь;
— ремарки (манера поведения);
— «говорящие» фамилии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Поделиться