четверг, 14 марта 2013 г.

Для 9 Б - вспомогательный материал по теме "Союзы"


По значению СОЮЗЫ делятся на разряды:
А) СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения:

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (имеют значение соединения): и, да (в значении и), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также.
Я не пришёл, и он не пришёл. Я не пришёл, он тоже не пришёл. Не только я не пришёл, но и он не пришел. Ни я не пришёл, ни он не пришёл.

ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ (имеют значение противопоставления) – а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др.
Не он, а я сделаю это. Говорил он тихо, но спокойно. Говорил он тихо, однако спокойно. Говорил он тихо, зато спокойно.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ (имеют значение разделения) – или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.
Или дождь идёт, или снег сыплет. То дождь идёт, то снег сыплет. Не то дождь идёт, не то снег сыплет.

Б) ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:

ВРЕМЕННЫЕ (указывают на время) – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.
Когда мы вернулись, было уже темно. Как только мы вернулись, пошёл дождь.

ПРИЧИННЫЕ (указывают на причину) – потому что, оттого что, так как, ибо и др.
Мы остались дома, потому что пошёл дождь. Мы остались дома, так как пошёл дождь.

ЦЕЛЕВЫЕ (указывают на цель) чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.
Пришлось поспешить, чтоб не опоздать к ужину.

УСЛОВНЫЕ (указывают на условие) если, раз и др.
Если не хочешь опоздать, поспеши. Раз не хочешь опоздать, поспеши.

УСТУПИТЕЛЬНЫЕ (указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на то, что; пускай и др.
Хотя было ещё темно, на улице было много народу. Пускай погода тёплая, всё равно можно простудиться.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ (указывают на сравнение) – как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто) и др.
Птица кричала протяжно, будто плакала.

СЛЕДСТВЕННЫЕ (указывают на следствие) – так что.
На поезд мы опоздали, так что ночь пришлось провести на вокзале.

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ (указывают на то, о чём говорят) – что, будто, чтобы и др.
Я знал, что приехал не вовремя. Говорят, будто он собирался уехать в деревню. Я хочу, чтобы он остался дома.


ОТЛИЧАЙТЕ СОЮЗЫ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ!

Чтобы (союз)
Что бы (местоимение с частицей)
Союз всегда пишется слитно.
Я хочу, чтобы ты дал мне совет.
Я зашел, чтобы обсудить с тобой эту проблему.
1.     Бы  нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.
2.     Союз чтобы можно заменить синонимичными составными союзами:
чтобыдля того чтобы; чтобыс тем чтобы.
Я не знаю, какой сделать подарок, чтобы порадовать его.
Я спросил, что бы мне почитать об этом.
Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.
1.     Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения:
Я спросил, что мне почитать об этом.
Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать.
2.     Что можно наполнить содержанием, заменить существительным: Что почитать?
Книгу, газету, журнал.
Я не знаю, что бы ему подарить. (Что? Книгу, марки, кассету.)
Тоже, также (союзы)
(тоже = также = и)
То же (местоимение с частицей),
так же (наречие с частицей)
1.     Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.
2.     Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения.
Я тоже это прочитал.
Я также это прочитал.
И я это прочитал.
1. Же можно опустить без искажения смысла предложения.
2. И местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложения.
3. Местоимение то может быть либо определением, либо дополнением (а также подлежащим), а наречие — обстоятельством.
4. Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом?
5. Местоимение то может указывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить «что именно?». — Он требовал то же (что именно?), что и вы.
6. Местоимение то можно заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число.
Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так (же) спокойно и в то (какое?) (же) время торжественно, как эти двое (в то самое время; в те времена).

Обратите внимание на правописание сочетаний:
то же... что; то же самое; одно и то же; точно так же, как...; все так же; все то же.
Зато (союз) (зато = но)
За то (местоимение с предлогом)
Встретиться не удавалось, зато письма писали часто.
Встретиться не удавалось, но письма писали часто.
Не берись (за что?) за то, что тебе не по силам. За то (какое?) время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось.
(Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным: не берись за дело; за короткое время.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Поделиться