вторник, 3 марта 2015 г.

Для 9 Б: домашнее задание по литературе (на всю неделю)

Добрый день, ребята! Сразу о сроках сдачи задания:
- до 5 марта сдать по А.Н.Островскому,
- до 7 марта выслать по Ф.М.Достоевскому.
Теперь, собственно, сами задания.
А.Н.Островский.
Если бы мы с вами учились на этой неделе, то вы писали бы тест на знание пьесы "Бедность не порок". Но сейчас вы напишите тест наоборот: вы сами составите такой тест!
В нём должно быть 12 вопросов с правильными ответами. Высылаете мне на почту до 5 марта включительно!

Ф.М.Достоевский, повесть "Белые ночи" (не путать с "Бедными людьми"!)
Предлагаю вам сделать презентацию по этой повести - 10 слайдов.

Материал для презентации.
«Белые ночи» — произведение, овеянное поэзией, повествующее о благородных мечтателях, что подчеркнуто и подзаголовком:
«Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя»
и эпиграфом — строкой из стихотворения И.С.Тургенева «Цветок»:
…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..
Повесть построена в виде воспоминаний героя, речь которого романтически стилизована, насыщена литературными реминисценциями. Беспредельная грусть одинокого мечтателя, вспоминающего через 15 лет самое счастливое мгновение своей жизни, уже предвещает горькое разочарование героев 60-х гг.
Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.
Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в 1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”) (фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты):
“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…
Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир <…> вдруг овладевает всем бытием мечтателя. 
Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.

Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”. Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… 
Проблема одиночества, поднятая Достоевским, актуальна и в наше время.
“В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)
У героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”, “сладострастным ядом”.
 Смысл названия повести.
Н.Долинина в книге «Предисловие к Достоевскому» одну из глав называет «Фантастический мир Петербурга». Замечено, что многие люди представляют белые ночи как соединение ночи и дня. И эта двойственность производит фантастическое впечатление призрачности.
С одной стороны, есть указание на место, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь”.
А тут ведь ещё не просто ночи, а белые.
Оксюморонное сочетание “белые ночи” помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов.
Первая встреча Мечтателя с Настенькой (Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”).
Он так легко и просто увлёкся девушкой, потому что все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…
– И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И.
Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. 
По словам Ю.Манна, “это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства, размывающей контуры реальных событий и происшествий”
В “Ночи второй” Настенька говорит герою-рассказчику: 
“Послушайте: вы так прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете.
- Настенька! – отвечал я важным и строгим голосом, едва удерживаясь от смеха, – милая Настенька, я знаю, что я рассказываю прекрасно, но, виноват, иначе рассказывать я не умею”.
В диалоге мечтателя и Настеньки  начинает звучать мотив невыговоренности. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, приобретает необычайную силу и выразительность. “Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”, – заметил известный литературовед В.В.Виноградов. С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература ещё не знала.
В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет.
Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.
Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые.  Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь.
– В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Но это утро – как эпилог:“Мои ночи кончились утром. День был нехороший…”
У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Здесь идёт перекличка финала “Белых ночей” со стихотворением Пушкина “Я вас любил…”

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Поделиться