Дорогие девятиклассники, из-за воды мы с вами пропустили урок, на котором должны были узнать много нового и интересного. А контрольное тестирование больше уже переносить нельзя. Чтобы результаты у всех были хорошими, чтобы головы были светлыми, а знания по известнейшей комедии Александра Сергеевича Грибоедова полными, прочитайте и выучите материалы, расположенные ниже. И будет вам счастье и хорошая оценка!
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии "Горе от ума".
Выявление черт различных литературных
направлений в комедии.
Комедия «Горе от ума» была написана во времена
господствования классицизма, хотя, в целом, в литературе развивались реализм и
романтизм. Поэтому комедия обладает как традиционными классицистическими
чертами, так и романтическими и, безусловно, реалистическими.
1. Черты
классицизма:
― соблюдается принцип «трёх единств»: единство времени
и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова);
формально существует одна сюжетная линия София – Молчалин – Чацкий, хотя она
нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей;
― сохраняется традиционная система амплуа: сюжет
основан на любовном треугольнике; обманутый отец; служанка, помогающая
влюблённым;
― отступлением от традиции является то, что Чацкий –
резонёр и герой-любовник одновременно, хотя как герой-любовник потерпел фиаско.
Но и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображён с явно
негативной оценкой автора. Фамусов является, кроме ничего не знающего отца, ещё
и идеологом «века минувшего». Поэтому можно утверждать, что традиционные рамки
амплуа в комедии расширены;
― присутствует принцип «говорящих фамилий», которые можно
разделить на три группы:
1) фамилии, указывающие на какую-либо черту героя;
2) оценивающие фамилии;
3) ассоциативные фамилии.
Комедия
построена по классическим канонам: 4 действия, в 3-ем – кульминация, в 4-ом –
развязка.
2. Черты
реализма:
― социальная и психологическая типизация: типичные
характеры, типические обстоятельства, точность в деталях;
― отличие от классицистических пьес в том, что нет
счастливого финала: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество
персонажей выходит за классические рамки (5 – 10) – в комедии их более 20-ти;
― комедия написана разностопным ямбом, который
прекрасно передаёт интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи
отдельных персонажей.
3. Черты
романтизма:
― романтический характер конфликта;
― наличие трагического пафоса;
― мотив одиночества и изгнанничества главного героя;
― путешествие главного героя как спасение от прошлого.
«Горе от ума» – это, бесспорно, комедия. Но
особая, созданная на русской почве, а значит – грустная. Это первая грустная
комедия, «смех сквозь слёзы» (Гоголь), а Чацкий ― первый из типично русских
героев: страдающих, ищущих, которых
впоследствии назовут в русской классике «лишними людьми. Вот почему
реплика Фамусова в самом конце комедии:
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! ―
быстро забывается – и финал пьесы мы чаще всего
связываем с чувствами Чацкого, с его драматической судьбой:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Комедия Грибоедова оказывается сродни «высокой»
комедии, своеобразие которой однажды так
охарактеризовал Пушкин: «…Высокая комедия не основана единственно на
смехе, но на развитии характеров… нередко комедия близко подходит к трагедии».
Смысл названия
комедии.
Грибоедов - комедиограф ставит перед собой не только цель осмеять
пороки общества, отдельных людей и развлечь публику. Для истинного понимания
его цели следует обратиться к смыслу названия пьесы. Центральный вопрос,
поставленный Грибоедовым в произведении, можно сформулировать так: почему умный
человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой?
Проблема ума – это идейно-эмоциональный стержень, вокруг
которого группируются остальные вопросы философского, социально-политического,
национально-исторического и нравственного характера.
Первоначально Грибоедов назвал комедию «Горе уму», потом
изменил на привычное нам «Горе от ума». В чём отличие этих двух названий?
Назвав Чацкого умным, а остальных герое – глупцами (вспомним цитату: «В
моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек,
разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»), Грибоедов
недвусмысленно выразил свою точку зрения. Каждая из противоборствующих сторон
считает себя умной, а безумный тот, кто не разделяет ее мнение. Возникает тема
различных умов:
Ум Фамусова и персонажей его круга – умение
приспосабливаться к любым жизненным условиям и извлекать материальную выгоду.
Жизненный успех выражается в умении нажить душ, чинов, наград, удачно выйти
замуж. Кто этого достиг, тот умный.
Ум по Чацкому – умение свободно и непредвзято
оценить сами условия жизни с точки зрения здравого смысла и изменить эти
условия, если они здравому смыслу не соответствуют.
Ум, только приспосабливающийся, Грибоедов склонен считать
глупостью.
Да, и конечно, вы, мои дорогие девятиклассники, помните, что знание текста художественного произведения - основа успеха!
Комментариев нет:
Отправить комментарий