вторник, 18 ноября 2014 г.

9 Б, материалы к контрольному тесту по А.С.Грибоедову

  Дорогие девятиклассники, из-за воды мы с вами пропустили урок, на котором должны были узнать много нового и интересного. А контрольное тестирование больше уже переносить нельзя. Чтобы результаты у всех были хорошими, чтобы головы были светлыми, а знания по известнейшей комедии Александра Сергеевича Грибоедова полными, прочитайте и выучите материалы, расположенные ниже. И будет вам счастье и хорошая оценка!
Иллюстрация Д. Кардовского к комедии "Горе от ума".



Выявление черт различных литературных направлений в комедии.
Комедия «Горе от ума» была написана во времена господствования классицизма, хотя, в целом, в литературе развивались реализм и романтизм. Поэтому комедия обладает как традиционными классицистическими чертами, так и романтическими и, безусловно, реалистическими.
1. Черты классицизма:
― соблюдается принцип «трёх единств»: единство времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); формально существует одна сюжетная линия София – Молчалин – Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей;
― сохраняется традиционная система амплуа: сюжет основан на любовном треугольнике; обманутый отец; служанка, помогающая влюблённым;
― отступлением от традиции является то, что Чацкий – резонёр и герой-любовник одновременно, хотя как герой-любовник потерпел фиаско. Но и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображён с явно негативной оценкой автора. Фамусов является, кроме ничего не знающего отца, ещё и идеологом «века минувшего». Поэтому можно утверждать, что традиционные рамки амплуа в комедии расширены;
― присутствует принцип «говорящих фамилий», которые можно разделить на три группы:
1) фамилии, указывающие на какую-либо черту героя;
2) оценивающие фамилии;
3) ассоциативные фамилии.
Комедия построена по классическим канонам: 4 действия, в 3-ем – кульминация, в 4-ом – развязка.
2. Черты реализма:
― социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические обстоятельства, точность в деталях;
― отличие от классицистических пьес в том, что нет счастливого финала: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за классические рамки (5 – 10) – в комедии их более 20-ти;
― комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передаёт интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей.
3. Черты романтизма:
― романтический характер конфликта;
― наличие трагического пафоса;
― мотив одиночества и изгнанничества главного героя;
― путешествие главного героя как спасение от прошлого.



Каков жанр «Горя от ума» – комедия или драма?
Аргументы в пользу комедии.
1. Приёмы комического:
а) комические несоответствия (например, несоответствие в речи и поведении, характера героя - его положению в обществе, мыслей и поведения, между умом и смешной ситуацией, в которую попадает герой);
б) комические ситуации, так называемый «разговор глухих»;
в) комический эффект создаёт пародийный образ Репетилова;
г) приёмы гротеска и градации в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого.
2. Язык «Горя от ума» – язык комедии (разговорный, меткий, лёгкий, остроумный, порой резкий, богатый афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).
Аргументы в пользу драмы.
1. Драматический конфликт героя и общества.
2. Трагедия любви Чацкого и любви Софии.

«Горе от ума» – это, бесспорно, комедия. Но особая, созданная на русской почве, а значит – грустная. Это первая грустная комедия, «смех сквозь слёзы» (Гоголь), а Чацкий ― первый из типично русских героев: страдающих, ищущих, которых  впоследствии назовут в русской классике «лишними людьми. Вот почему реплика Фамусова в самом конце комедии:
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! ―
быстро забывается – и финал пьесы мы чаще всего связываем с чувствами Чацкого, с его драматической судьбой:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Комедия Грибоедова оказывается сродни «высокой» комедии, своеобразие которой однажды так  охарактеризовал Пушкин: «…Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров… нередко комедия близко подходит к трагедии».


Смысл названия комедии.
Грибоедов - комедиограф ставит перед собой не только цель осмеять пороки общества, отдельных людей и развлечь публику. Для истинного понимания его цели следует обратиться к смыслу названия пьесы. Центральный вопрос, поставленный Грибоедовым в произведении, можно сформулировать так: почему умный человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой?
Проблема ума – это идейно-эмоциональный стержень, вокруг которого группируются остальные вопросы философского, социально-политического, национально-исторического и нравственного характера.
Первоначально Грибоедов назвал комедию «Горе уму», потом изменил на привычное нам «Горе от ума». В чём отличие этих двух названий?
Назвав Чацкого умным, а остальных герое – глупцами (вспомним цитату: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»), Грибоедов недвусмысленно выразил свою точку зрения. Каждая из противоборствующих сторон считает себя умной, а безумный тот, кто не разделяет ее мнение. Возникает тема различных умов:
Ум Фамусова и персонажей его круга – умение приспосабливаться к любым жизненным условиям и извлекать материальную выгоду. Жизненный успех выражается в умении нажить душ, чинов, наград, удачно выйти замуж. Кто этого достиг, тот умный.
Ум по Чацкому – умение свободно и непредвзято оценить сами условия жизни с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют.
Ум, только приспосабливающийся, Грибоедов склонен считать глупостью.




Да, и конечно, вы, мои дорогие девятиклассники, помните, что  знание текста художественного произведения - основа успеха!


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Поделиться